Разумеется, антицерковные страсти кипели не только вокруг Пантелеймоновской церкви. В декабре того же 1929 года трудящиеся активно требовали закрыть синаногу, церковь в Подгорье, все монастырские храмы. Смоленскую церковь отдать под детскую площадку и так далее.
Но кроме православных храмов и упомянутой выше синагоги, как уже говорилось, в городе было еще два других инородческих молельных здания – татарская мечеть и Немецкая кирха. Антирелигиозная кампания не обошла и их. В конце января 1931 года горисполком принял решение о передаче здания кирхи для устройства клуба Коопинсоюзу. А 6 февраля того же года «на отчетно-довыборном собрании горсовета среди избирателей 26 участка, (целиком татарского), где участвовало 228 человек неорганизованного населения, постановили единогласно (при бурных аплодисментах) закрыть мечеть и передать ее под татарский клуб».
Возвращаясь к православным храмам, отметим, что их не только требовали закрывать, но и лишать их «голоса». Например, ученики и учителя школы № 6 второй ступени постановили закрыть церковь женского монастыря, а ее колокола передать на индустриализацию. Ульяновские железнодорожники подошли к вопросу более радикально, постановив снять колокола сразу со всех городских церквей. Их поддержали секция здравоохранения, ячейка «Безбожник» при жакт «Заря», общие собрания красноармейцев радиобатальона и инструктивной школы. «Мы, учащиеся инструктивной школы, - писали последние, - просим Городской Совет колокола всех церквей города Ульяновска передать в порядке индустриализации страны на приобретение тракторов для коммун и колхозов Ульяновского округа. (83 подписи)».
Не остались в стороне от почина школа кройки и шитья, 80 граждан Куликовки, а также политпросветработники Ульяновска, по мнению которых, «религиозные люди при отправлении своих религиозных обрядов великолепно могут обойтись без колоколов».
Того же мнения придерживались и читатели Дворца Книги группы рабочих: «при недостатке металла, необходимо отдать все церковные колокола в фонд индустриализации страны», - требовали они. А все закрытые церковные здания – «использовать под культурные учреждения». Читатели групп служащих и учащихся целиком разделяли это мнение.
И это – лишь очень малая часть постановлений, обращений и резолюций по церковно-колокольному вопросу, сохранившихся в архиве. А сколько их не сохранилось!
Понятно, что столь широкое и единодушное требование народа просто не могло остаться без внимания народной же власти. 14 апреля 1931 г. «рассмотрев настойчивые требования широких рабочих и трудящихся масс города Ульяновска о закрытии Вознесенской, Богоявленской церквей и мужского монастыря, Президиум Ульяновского городского Совета ПОСТАНОВЛЯЕТ: ходатайство широких рабочих и трудящихся масс г. Ульяновска удовлетворить и перечисленные церкви закрыть».
В сентябре того же года вышло постановление о закрытии Никольской церкви, «имея в виду заключение Технической комиссии, как угрожающую опасностью». И так далее.
А общий весь снятых с церквей колоколов, превысил 5000 пудов или 82 тонны.
Затем наступил следующий этап.
Выписка из Постановления Горсовета за 25 апреля 1932 г. «О разборке церквей».
- Предупредить Командира Арт. полка, в случае неразборки Всехсвятской церкви до 10 мая 1932 года, таковая будет передана в ведение Горстроя.
- Предложить Конвойной школе не позднее 1 мая 1932 г. Тихвинскую церковь разобрать.
- Обязать ГКО зимний собор, переданный Конвойной школе, в виду медленной разборки, передать Горстрою.
- Предложить Горстрою не позднее 15 мая 1932 года Никольскую церковь полностью разобрать и убрать весь мусор.
- Обязать Средволснабсбыт немедленно ввезти щебень от Петропавловской церкви.
- Поставить вопрос перед начальником Краснознаменной школы о немедленной уборке мусора вокруг Троицкой церкви».
А вот Куликовской приходской «повезло» - ее закрыли только в 1940 году и переоборудовали под кинотеатр.
Окончание следует.
По материалам Государственного Архива Ульяновской области.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937