Едва придя к власти, советская власть принялась бороться с религией. Однако выветрить «опиум народа» из этого самого народа оказалось непросто. Даже у тех его представителей, которые всецело встали на платформу Коммунизма и Мировой революции. Подтверждение тому – текст, включенный в один из приказов по войскам Симбирского гарнизона весной 1918 года.
«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Рабоче-крестьянская красная армия Сенгилеевского отряда при совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, штаб и военный комиссар поздравляем вас, находящуюся в нашем распоряжении рабоче-крестьянскую красную армию и служащих штаба с высокоторжественным праздником воскресенья христова и шлем вам наилучшие пожелания в плодотворной работе за укрепление власти рабочих и крестьян от ненавистной буржуазии и их приспешников, которые и до сего времени ведут борьбу и никак не могут примириться со свободно дышащей Россией и новой молодой рабоче-крестьянской Красной Армией, которая стоит на страже интересов рабочих и крестьян и за Советы, которые исполняют волю трудового народа. Но пусть все знают, что рабоче-крестьянская Красная Армия и в частности Сенгилеевский отряд, лучше умрет, но не даст попасть России под иго капиталистов, помещиков и их приспешников.
Подписал: Сенгилеевский Военный Комиссар Кириллов».
Но это был, скорее, эксцесс, недоразумение, результат недоработки политкомиссара.
Однако и по прошествии двадцати с лишним лет, «опиум» по-прежнему крепко сидел в головах значительной части советских граждан. И власть этому уже не сопротивлялась, хотя и держала эту сферу жизни под контролем.
Вечером 5 апреля 1942 года ко всем трем храмам - кладбищенскому, Куликовскому и Патриаршему (храм не сохранился, он находился напротив современного "Дома Советов", на этом месте сейчас установлен памятный знак), действовавшим в то время в Ульяновске, потянулись празднично одетые люди. Они спешили к пасхальной службе, которая начиналась в 11 часов. В основном это были женщины примерно от 40 до 70 лет. Из Заволжья в центр ехали работницы завода им. Володарского. А по окрестным дорогам группками по несколько человек спешили верующие из близлежащих районов – Ульяновского, Чердаклинского, Майнского и других.
Среди белых женских платков время от времени можно было увидеть выцветшие фуражки, шапки и даже военные пилотки бойцов рабочих колонн. Их набралось человек 200. Среди множества прихожан были даже два милиционера «военного призыва», правда, «по гражданке». При этом один из них, к тому же, пел в церковном хоре.
Людские ручейки стекались в празднично убранные храмы, из-под сводов которых лились пасхальные песнопения. Многие, в том числе и дети, прикладывались к плащанице и причащались.
К началу службы народу набралось тысяч пять. Возникла сильная давка, так что некоторые пожилые богомолки падали в обморок и их приходилось выносить на свежий воздух.
Вокруг церквей и внутри них собрались нищие, просившие милостыню. Этим же занимались и десятка два бойцов строительных батальонов.
Наконец, служба началась. Но на этот раз она отличалась от той, что проходила здесь в прежние годы - в двух церквях с амвонов было обнародовано патриотическое воззвание Митрополита Сергия к верующим. А проповеди, с которыми священники обращались к пастве, были пропитаны духом патриотизма и призывами молиться за победу русского воинства над антихристом, пришедшим на нашу землю с огнем и мечом.
Тут же, в храмах велся сбор денег в фонд обороны страны. В кладбищенской церкви, например, собрали 3000 рублей.
В общем, по словам очевидцев и агентуры НКВД, обстановка праздника способствовала подъему духа верующих. Никаких эксцессов и антисоветских проявлений не было.
По материалам Государственного архива Ульяновской области
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937