«Риск от этого правительства больше, чем от смены кабинета министров»
В начале этого года спад экономики продолжался. Институт народно-хозяйственного прогнозирования Академии наук утверждает, что спад промышленного производства в первом квартале этого года составил 5 процентов, во втором – 4. Особенно высок спад в обрабатывающей промышленности. В отраслях, выдающих конечную продукцию (к примеру, машиностроение), за первое полугодие спад составил от 18 до 20 процентов. Если учесть падение прошлого года, то можно говорить о глубоком разрушении тех отраслей, от которых зависит благосостояние народа, на которые опирается социально ориентированная рыночная экономика.
Все здравомыслящие политики признают это безоговорочно, а вот господин Чубайс ничего этого не видит, он не слышит даже своих единомышленников. К сожалению, это не так безобидно, как вранье прохожих гадалок, оно чувствительно отражается на жизни наших сограждан. При разработке бюджета на 1995 год депутаты Госдумы аргументированно настаивали, что нужно запланировать инфляцию на уровне 5-7 процентов. Чубайс уперся на двух процентах.
По итогам первого полугодия инфляция фактически составила около 10 процентов! За эту «ошибку» Чубайса расплачиваются миллионы ни в чем не повинных людей: на пять процентов в месяц снижалась реальная заработная плата медиков, учителей, военнослужащих…
Чтобы как-то сгладить впечатление от удручающих последствий политики, правительство предприняло отчаянный шаг, призванный, по замыслу, обеспечить стабилизацию рубля, – установило верхний предел ставки обменного курса рубля. И что же? Медвежье вмешательство в естественный процесс привело к неожиданным последствиям. Только в обрабатывающей промышленности производство упало примерно на 20 процентов. Сразу нерентабельным стал экспорт леса, в частности, в Архангельской области (…)
Государственная Дума пыталась отправить правительство В. Черномырдина в отставку не только из-за проблем Чечни, но и потому, что оно совершенно беспомощно, не владеет ситуацией в стране, министры не отдают себе отчета в том, что происходит. С моей точки зрения, риск от сохранения этого правительства у власти гораздо больше, чем риск от смены кабинета министров.
«Правда».
Июль 1995 г.