Бывая в частях 104-й воздушно-десантной дивизии и разговаривая с офицерами, вернувшимися из Чечни, нередко слышишь: «Мы живы благодаря нашему генералу». С этого и начался наш разговор с командиром дивизии, генералом В. Орловым.
– Вадим Иванович, почему ульяновский сводный полк в ходе боевых действий в Чечне понес потери в несколько раз меньшие, чем другие части?
– Я не хочу анализировать действия других частей. Я там не был. Расскажу вкратце о нашей дивизии.
Получив приказ на блокирование Грозного с востока и занятие указанного рубежа, мы организовали разведку, насколько это было возможно, и просчитали действия противника. Чтобы не попасть во время выдвижения под фланговый огонь из опорных пунктов дудаевских подразделений, сводный полк пошел не по дорогам, а по пересеченной местности. Таким образом мы обошли эти пункты, и войска, находящиеся в них, были вынуждены сняться и уйти без боя. Выйдя на указанный рубеж, подразделения долгое время удерживали важные участки дорог, блокировали населенные пункты, не входя в них. И только после того, как была создана система инженерного оборудования, проведена необходимая разведка, они вошли в эти поселки.
Немаловажную роль в уменьшении потерь сыграло и то, что треть офицеров имеет боевой опыт Афганистана, некоторые побывали во многих «горячих» точках бывшего Союза.
– Подразделения дивизии не участвовали в неудавшемся штурме Грозного 31 декабря. Почему?
– Вначале планировалось их участие. Но штурм был неподготовленным. Не учитывалась специфика уличных боев. Было ясно, что введение частей в Грозный обернется большими жертвами. Я постарался убедить высшее командование в нецелесообразности участия нашей дивизии в штурме и настоял на своем. 31-го сводный полк в город не вошел, оставался на прежних позициях. Благодаря этому удалось избежать участи 81-го полка и других (…)
– Сколько солдат и офицеров дивизии находится в Чечне, и каковы потери на сегодняшний день?
– В зоне чрезвычайного положения сейчас находится более 1200 человек. С начала боевых действий у нас погибло 22 человека. Раненых и заболевших – около 70.
В сводном батальоне Ивановской ВДД на 1 февраля погибло 32 человека. В полку из Псковской воздушно-десантной дивизии число погибших давно перевалило за 100.
Н. Галишников.
Симбирский курьер, 7.2.1995 г.