14 октября 1993 г. Пресс-конференция генерального директора «Авиастара» В.В. Михайлова. Повод: завершена сертификация производства самолета «АН-124» («Руслан»).
В. Михайлов:
– Теперь самолет соответствует всем международным нормам. Появилось больше возможностей найти покупателя в мире. Но есть второй вопрос: политика. Европейские и американские авиационные фирмы не дают нашим самолетам прорваться на международный рынок.
Работа самолета «АН-124» на международных линиях наносит убытки иностранным авиакомпаниям (до 30 процентов от их прибыли).
Во время своего визита в Ульяновск Президент разрешил продать 4 самолета, а валюту оставить себе. В результате не продано ни одного. Существует монополия со стороны Министерства транспорта. Они заявляют: «продукция «Авиастара» – это предмет национальной гордости, а национальной гордостью не торгуют». Даже те покупатели, которые уже были, не могли получить разрешение от Министерства транспорта на эту покупку.
Когда Россия сможет покупать «Русланы» сама? Я два раза был у министра обороны Грачева, у его зама Колесника, много раз говорил с Дейнекиным (командующий ВВС). Они говорят:
– Машины покупать не будем, т.к. мы сегодня невоюющая, немилитаризованная страна. У нас пока нет военной доктрины. Вот когда ее примут, и если там найдется место этому самолету, будем покупать. Я думаю, без этих самолетов армия не обойдется.
По поводу «ТУ-204». Это наша боль. Государственные испытания не закончены, хотя все сроки прошли (91, 92, 93 годы). 21 самолет в сборке. Уже нет в цехах места. Разваливаются комплектующие заводы. Но уже запродано 6 самолетов: 3 – «Внуково», 3 – авиакомпания «Орел».
Вся беда в чем: у нас не то правительство. А там говорят: не те у нас директора. Россия обязательно возродится в могучую страну. И без самолетов она не обойдется. Вот только вопрос: когда?