(из выступления на Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам радикальной экономической реформы. В работе конференции приняли участие М. Горбачев, Н. Рыжков, В. Медведев, А. Бирюкова, Ю. Манаенков, Г. Усманов, Н. Слюньков, Л. Абалкин):
«(…) – Самым опасным, на мой взгляд, является то, что экономика сегодня не состоит ни под отраслевым, ни под партийным, ни под советским руководством. То есть под «ничейным». Она теряет живые связи и ту качественную основу, которая была. И вопрос здесь не в том, под чьей юрисдикцией она должна быть, а в том, что мы утрачиваем тот стартовый уровень, с которого можно было бы входить в новые экономические отношения. Создается впечатление, что государственные органы добровольно утратили свое неотъемлемое право на регуляцию экономических отношений в обществе.
Но ведь всем абсолютно понятно, как бы это архаично ни звучало, что без ряда решений на общегосударственном уровне, если хотите, без импульса из центра, территориальный хозрасчет не запустить.
Какие у местных органов могут быть ориентиры по запуску механизма территориального хозрасчета, если не видно конца решению таких кардинальных вопросов, как вопрос о собственности, о рыночных отношениях, или хотя бы об оптовой торговле, которую всем нам обещал Л.А. Воронин с 1987 на 1988 год в бытность руководителем Госснаба. Всем видно, что пока оптовая торговля превратилась в какой-то пещерный обмен, и вот уже поистине теперь, по Марксу, мы обмениваем «сапоги» на «сюртук», а «сюртук» на «овцу». Ульяновцам невозможно нигде появиться, чтобы в обмен на выделение ресурсов даже по долговременным связям с нас не потребовали «уазики» (…)
Однако очень беспокоит то, что в условиях плюрализма мнений (иногда непримиримых) никто не берет на себя ответственность за выбор решения. То есть если раньше были решения без плюрализма, то теперь плюрализм без решений. Неизвестно, что хуже (…)»
Ульяновская правда, 23.11.1989 г.