21 и 28 сентября в городском политклубе обсуждалась статья секретаря Ульяновского обкома КПСС О. Казарова «От кого отстал авангард?», опубликованная в газете
«Социалистическая индустрия». Ниже мы публикуем фрагменты выступления доктора философских наук, профессора В.И. Белозерцева.
Товарищ Горбачев постоянно проводит мысль (и ее никто не оспаривает), что судить о коммунисте надо сегодня по тому, как он относится к перестройке и что делает для ее осуществления. Я ставлю вопрос: что дает и какой заряд несет эта статья? Ни в теоретическом, ни в практическом плане в ней нет постановки новых проблем, нет конкретных рекомендаций и механизмов. Но в ней выражена подлинная позиция автора, и эта позиция антиперестроечная, подаваемая под высоким идеалом защиты партии от«крикунов» и всех прочих.
Так вот, трагедия партии в том, что от ее имени выступают все. Но не надо представлять партию как нечто нерасчлененное, не дифференцированное, без своей структуры, без людей разной ориентации. Тов. Казаров преподносит идею чистки партии. Но если все в порядке, если, как он пишет, партия была и остается настоящим авангардом, зачем ее чистить? И от кого чистить? Так вот, надо чистить партию от антиперестройщиков.
Я бы хотел указать на ситуацию в стране и в партии, которая длится десятилетиями. Партийные деятели постоянно выступают от имени рабочего класса. Но, товарищи, а есть ли абстрактный рабочий класс? Нет, это тоже конкретная реальность, очень дифференцированная во всех отношениях. Конечно, рабочих надо выдвигать. Но кого? Таких, как Черняев, радетелем которого был Казаров? Которые могут только послушно голосовать?
Кризис партии и кризис доверия к партии – это реальность. И не нужно заниматься абстрактными разговорами об авангардности партии. Нужно решать проблему: как выйти из этого кризиса? Ибо пока он не будет преодолен (ведь партия стоит у руководства и сосредотачивает всю полноту власти), мы не решим никаких проблем.
И меня как коммуниста беспокоит, что мы с каждым днем все больше получаем наглядных примеров, как положение в партии фактически ухудшается.
Вопрос, который, по-моему, имеет принципиальнейшее значение, - о том, что у нас некому передавать власть. Что у нас никто, кроме партии, не способен власть осуществить. Это, товарищи, проявление недоверия и неприязни к народу, социальным слоям нашего общества. Судить об этом не партии в том виде, в котором она есть. Ибо все, что мы имеем, это дело рук партии. Или нас всех (и беспартийных) под руководством этой партии. И ничего страшного, что обсуждаем этот вопрос (…)
Газета «За кадры» Ульяновского сельхозинститута, 24.10.1989 г.