- В 70-е годы в детских дошкольных учреждениях страны насаждался культ личности Ленина. В то время появились ясли-сады (ясли объединили с детскими садами), и ясли перешли из Министерства здравоохранения в Министерство просвещения.
Так вот в официальной программе воспитания ребенка (третий год жизни) значился такой пункт: « Прививать любовь и уважение к В.И. Ленину». Наряду с тем, что на третьем году ребенок должен знать, для чего нужна тарелка, ложка, кастрюля, другие предметы обихода, он должен был любить и уважать Ленина.
Крупнейшие советские специалисты по раннему детству (в частности, доктор психологических наук Г. Лямина) пытались доказать, что никакого политического воспитания детей раннего возраста быть не может и не должно. Но их голос услышан не был.
И вот когда я выводила своих студентов на практику в ясли-сады, то стала наталкиваться на такие вещи. Празднуют очередную годовщину Октября. Ребенка подводят к портрету Ленина и спрашивают: «Это кто?» - «Дедушка Ленин». - «А он какой?». - «Хороший». - «А почему он хороший?».
И вот тут начиналось: «Ленин любит кошек». Или: «Потому что он на красном» (портрет был украшен красными лентами). Дальше спрашивают: «А чем отличаются дедушка Ленин и дедушка Мороз?». Ребенок встает в тупик.
Я говорю студентам: «Теперь вы понимаете, что это бессмысленное занятие?». Ведь для того, чтобы ответить, почему дедушка Ленин хороший, надо иметь понятие, например, о том, что вот раньше людям жилось плохо, а теперь стало жить лучше, что детские сады появились... И вообще уважение – это довольно серьезная категория. Чтобы кого-то уважать или не уважать, надо уже быть личностью. На третьем году жизни ребенок этого не может.
Потом я проводила занятия с заведующими и воспитателями. Они меня спрашивают: «Валерия Ивановна, какой портрет Ленина нужно повесить в группе детей третьего года жизни? Во весь рост или достаточно бюста?». Я говорю: «Вообще-то никакой». А они: «Ну как же, у нас это в программе воспитания заложено». Тогда я спрашиваю: «А почему у вас вообще этот вопрос возникает?» - «Вы знаете, когда портрет не во весь рост, дети спрашивают: «А где у Ленина ножки?».
Вот так дошкольная педагогика пыталась свои методы нравственного и политического воспитания «опустить» на ранний возраст. Точно так же, как сейчас пытаются задачи школы перенести на детский сад. То есть ребенок, поступая в школу, должен уметь читать и писать. Что не является важным. Ребенок в детском саду должен оставаться ребенком. И главное – уметь играть. А играть наши дети (самостоятельно и творчески) в основной массе не умеют.
Записано 23.10.2007 г. в С.-Петербурге.
Материал предоставлен Геннадием Демочкиным